Памятники русской архитектуры

Московский Кремль

Московский Кремль

На всем протяжении своей яркой многовековой непростой истории русский народ создавал архитектурное наследие мирового значения.
Неповторимые, великолепные памятники русского зодчества являются неисчерпаемым источником народной мудрости, опыта, художественного мастерства и технических достижений.

Центрами и источниками русской культуры и архитектурного искусства всегда являлись наши древние города. Столица страны Москва до наших дней сохранила сотни памятников зодчества. Ее сердцем, безусловно, являлся величественный Кремль, окруженный крепостями-монастырями, которым когда-то отводилась роль форпостов города.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Бесценные сокровища русской архитектуры сберегли до наших дней Киев – столица великого государства Киевского X-XII веков, Чернигов, Псков, Смоленск, Новгород Великий, Владимир – древняя столица Владимиро-Суздальской Руси периода XII-XIII веков, Юрьев-Польской, Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Углич, Муром, Гороховец, Кострома, Вологда, Александров, Соликамск. Неоценимые художественные ценности до сих пор хранит Санкт-Петербург с объектами величественной архитектуры проспектов, мостов, дворцов и пригородных сел.

Целые архитектурные ансамбли старинных монастырей и кремлей, созданные на протяжении веков неизвестным гением русских зодчих, и сегодня зачаровывают зрителя совершенством своих художественных образов, оригинальностью композиции и гармоничным единством с окружающей их природой. Северные памятники деревянного зодчества, села с их храмами и избами, погосты до сих пор вдохновляют многочисленных архитекторов и художников.

Деревянная церковь

Деревянная церковь

Древние летописи сумели донести до наших дней несколько имен известных зодчих древности. В их числе: мастер Петр, ознаменовавший эпоху архитектуры Новгорода XII века; южно-русский мастер Милонег (XII в); мастер Коров-Яковлевич (XII в); Федор Конь, создатель Смоленского Кремля и стен Белого города в Москве (XVI в); зодчие Посник и Барма, построившие храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади.

Быстрое развитие гражданской архитектуры, проявившееся в конце XV — начале XVI в. при строительстве Кремлёвского дворца, имело достойное продолжение и в XVII столетии. В невиданных ранее масштабах строились дворцы, дома административного назначения, гостиные дворы, жилые дома. В их архитектурных формах отражалось не только стремление зодчих придерживаться лучших традиций прошлого, но и желание создавать совершенно новые, невиданные ранее типы построек, сотворить новый стиль.

Теремной дворец Кремля

Теремной дворец Кремля

Так, Теремной дворец, который входит в состав Московского Кремля, который был построен в 1635-1636 гг., своими масштабами, пышным разнообразием и великолепием декора будто бросал вызов зодческим традициям предыдущего столетия. При его возведении зодчие использовали как привычный принцип складывания деревянных хоров, так и ярусно-ступенчатое чередование объёмов, художественную асимметрию пристроек, стройные островерхие завершения крыш. Но в то же время уже заявляют о себе элементы, присущие новому стилю – регулярность и симметрия: фасады, равномерно разъединенные оконными проемами и пилястрами, создают ровный ритм. Нарядность и пышность фасадам придавали наличники на окнах, украшенные орнаментом с растительными мотивами, а также карнизы с изразцами и рельефные лопатки. Многочисленные белокаменные фрагменты имели многоцветную подкраску, что придавало им эффектности на фоне стен ярко-красной текстуры. Архитектура Теремного дворца опередила своё время  и оказала значительное влияние на строительство других зданий Кремля.

Деревянный дворец в Коломенском

Деревянный дворец в Коломенском

Не менее уникальным образцом русского зодчества времен XVII века был деревянный дворец, построенный в 1667— 1669 гг в подмосковном селе Коломенское. Он был построен из многосрубных хором, поставленных на подклёты (нижние этажи, имеющие хозяйственное значение). Украшением фасадов жилых парадных помещений были богатые резные наличники и разнообразные завершения в виде бочек, шатров, уступчатых и кубоватых крыш. Живописная композиция из срубов, имеющих многочисленные выступающие крыльца, а также яркая подкраска деталей создавала праздничное впечатление. Как сказал иностранец Я. Рейтенфельс, дворец был похож «на вынутую только что из футляра драгоценность».

Похожие статьи:

  1. Описание памятника архитектуры

Комментарии закрыты.